Главная » Статьи » Достопримечательности

Народы Крыма и традиции гостеприимства
Население

Численность населения Крыма, включая Севастополь, составляет около 2 миллионов 400 тысяч человек, это довольно много, его плотность превышает средние показатели, например, для республик Прибалтики в 1,5 - 2 раза. Впрочем, для Украины такая плотность населения, как в Крыму, является средней. Но в августе на полуострове находится одновременно до 2 миллионов приезжих, то есть население в целом удваивается и в отдельных районах побережья достигает плотности самых обжитых районов Японии, свыше 1 тысячи человек на квадратный километр - есть над чем задуматься.

Что за люди живут в Крыму, кто те счастливцы, для которых «вся жизнь - курорт»? (Представление о райской беззаботной жизни крымчан - не такая уж редкость среди отдыхающих, поэтому напомним, что местные жители имеют такие же два выходных, как везде, отпуск, 18 или 24 дня в году и чаще всего не в курортный сезон. Те, кто связан с обслуживанием отдыхающих, работают летом даже по 12 и больше часов, имея 2 - 2 выходных в месяц. «Курортные» цены, ошеломляющие вас только в период отпуска, крымчан «терроризируют» весь сезон, а ялтинцев - круглый год. Правда, отсюда редко уезжают навсегда, крымчане любят свой край.

Какое-то время назад большинство советских граждан было равнодушно к понятию «национальность» и всерьез обсуждался вопрос об исчезновении национальных различий и образовании общности «советский народ». Крым в этот процесс стирания национальных граней, а точнее массовых депортаций вступил еще до присоединения к России, при Екатерине II.

Исчезновение национальных культур Крыма обернулось просто исчезновением культуры как таковой, в том числе культуры общения, культуры земледелия, хозяйствования, природопользования, культуры труда. 11 мая 1944 г. И. В. Сталин подписал постановление о переселении татар, армян, болгар, греков из Крыма в районы Средней Азии, распространив вину отдельных фашистских пособников из этих народов на всех, включая семьи советских солдат, офицеров, партизан и подпольщиков. Это стало не только личной трагедией невиновных людей, но нанесло и непоправимый удар Крыму как культурному и хозяйственному образованию, надолго уничтожив его своеобразие.

Крымского стиля нет. Его нет и в архитектуре наших городов и здравниц - это только то, что открывается поверхностному взгляду. Есть вещи и посложнее - утрачена крымская культура земледелия, прежде всего садоводства, которая формировалась тысячелетиями и впитала в себя все лучшее, что несли на полуостров десятки народов.

Сейчас в населении основную часть составляют русские (более половины), затем украинцы, крымские татары (их число и доля в населении быстро растет), значительна доля белорусов, евреев, армян, греков, немцев, болгар, цыган, поляков, чехов, итальянцев. Малочисленны, но по-прежнему заметны в культуре малые народы Крыма - караимы и крымчаки.

Компактно проживают лишь крымские татары в специально отстроенных деревнях в пригородах у Симферополя и других городов. В городах и селах обычно все нации живут без особых границ. Фотографируя здания или пейзажи вы должны знать, что ислам запрещает изображения человека, поэтому людей, одетых в мусульманских традициях, снимать без их разрешения нельзя. Чаще всего это могут оказаться иностранные студенты из арабских стран. Традиции ислама в жизни крымских татар не столь заметны, и во всяком случае не создают проблем для других, а идеи фундаментализма вообще не популярны.

Национальные различия могут проявляться в профессиональных занятиях - большинство водителей маршрутных такси, например, крымские татары. Их также много в общественном питании, торговле. Что впрочем, не создает каких-либо проблем для туристов. Не знающих русского языка в Крыму нет вообще.

Языком межнационального общения продолжает оставаться русский, 90% населения Крыма (то есть многие украинцы и крымские татары) считают его родным.

Господствующей культурой в целом является советская со всеми ее хорошими и плохими чертами, у молодежи измененная рыночным духом, а у пенсионеров - в застойном или даже еще сталинском варианте. Особенностью Крыма является то, что в советские времена его города были очень престижными и не всем доступными для поселения, так что образовались серьезные деформации в половозрастной структуре, структуре трудовых ресурсов и особенно по части сознательного волеизъявления на выборах. В таких городах как Севастополь и Евпатория скопилось огромное число пенсионеров (до 20% населения), прежде всего военных, которое не является по происхождению крымчанами, слабо представляет экологические и экономические особенности Крыма, о его истории судит на уровне лозунгов. Так что за Крымом закрепилось нелестное определение “заповедник брежневизма”, и можно признать, что в соседних областях Украины гораздо быстрее произошли и экономические, и психологические преобразования.

Впрочем, не стоит и преувеличивать политизированность крымского общества и уж тем более писать (как это постоянно происходит по заказу фирм, торгующих турецким и египетским отдыхом) о некой взрывоопасности. Крымские татары при всей своей организованности (которую уже нельзя не признать положительной) добиваются простых житейских благ: света и воды в поселках, школ для детей, земельных участков под застройку - и все это уже так или иначе завязано на туристический бизнес. И политическое влияние национальным лидерам нужно не для военных конфликтов, а все того же участия в доходах от туризма.

Престижность среди татар высшего образования, а также государственной службы, ведет к тому, что без конфликтов они все больше занимают и высоких постов, и просто служат в милиции, имея при этом репутацию исполнительных и толковых работников.

Русский национализм при всей финансовой подпитке из России не встречает особого отклика, отпугивает людей участием откровенно шизоидных личностей. Что касается украинского национализма, то надо признать, что в Крыму его никогда не было, а в Киеве от него уже устали. Конечно, украинизация в крымских школах идет, в речи крымских детей и выговор, и украинизмы довольно заметны. Но если вы будете судить об остроте национальных проблем не по газетам, а по разговорам с крымчанами, скорее всего, ни языковых, ни национальных, ни тем более религиозных проблем вы не заметите.

Проблема сейчас скорее в том, что Крым лишен национального колорита в том объеме, который определяет успех туризма. Лишь понемногу он проявляется в ресторанном бизнесе и торговле сувенирами, а музейное дело пока не нашло привлекательных форм, нет национального спорта (а в нем были бы и экзотика, и адреналин), лишь намечается возрождение национальных форм гостиничного бизнеса, бань и прочих восточных утех, о которых с восторгом писали первые европейские и российские путешественники.



Этническая история, национальная кухня

История Крыма очень сложна и драматична, а во всем, что касается появления здесь разных народов, еще и крайне запутана, чаще всего из-за намерения превознести “своих” и опорочить “чужих”. Я решил осветить ее пусть и легкомысленно, не академично, но сытно и убедительно. Если знакомство с разными культурами пройдет через национальные блюда, от желудка к сердцу пройдет хороший поток энергии. Не все мои представления можно проверить по книгам, значительная их часть впитана от моих родителей (Русановы в Крыму живут более двухсот лет), разноплеменных родственников и друзей, из добрых рук которых я впервые отведал хаш и штрудель, сарма и фаршмак , - но давайте по порядку.

Самое раннее упоминание о древнем его населении - киммерийцах - можно найти у Гомера, а также в Ветхом Завете. Отец истории Геродот и другие античные авторы оставили подробное описание жителей степей - скифов (их язык относят к северо-иранской группе) и гор - тавров (которых считают индо-европейцами). Горный и предгорный Крым принято называть по их имени Таврикой.

Несложно догадаться, что в кухне этих пастушеских племен преобладало мясо. Довольно забавную попытку воссоздать атмосферу скифского пира совершили в Симферополе. Напротив сквера Тренева (центр) находится бар “Скилур”, где можно узнать об этом славном скифском царе, отведать мясо по скифски и “факел Скилура” и даже поплясать с копьем в диком, но симпатичном виде (в баре популярен стриптиз силами посетителей).

Достижением бара является то, что и в оформлении, и в общем стиле, и даже в меню отражены реальные археологические находки и подлинные исторические свидетельства.

Эпоха Великого переселения народов занесла в Крым воинственных готов, покоривших почти всю Европу и затем растворившихся в ее просторах уже в начале средних веков. А в Крыму поселения готов сохранялись до XV в. и только с распространением ислама они слились с крымскими татарами. Последнее напоминание о готах - село Кок-Козы, то есть Голубые глаза (сейчас село Соколиное). Житель этого села Эльдар Сейтаблаев - популярный крымско-татарский автор-исполнитель - рыжеволосый и голубоглазый с четким арийским профилем, но с мягкими восточными движениями. Он довольно много гастролирует, исполняя простую танцевальную музыку (татарский “Ласковый май”, к ак говорят его коллеги).

Осколок Хазарского каганата караимы - небольшой народ с самобытной и яркой историей. С ней вы сможете познакомиться в "пещерном городе" Чуфут-Кале (что значит Иудейская крепость, караимизм - религия, близкая к иудаизму). В бывшем доме Фирковича (буквально спасшего эту историю от небытия) можно осмотреть небольшую экспозицию и тут же попить бузы (слабоалкогольного напитка из изюма), отведать знаменитых караимских пирожков.

Караимский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркских языков, но образ жизни караимов близок к еврейскому. С той лишь разницей, что христианские государства не устраивали на них гонений, а наоборот, давали всяческие превилегии и ценили прежде всего как воинов. Кроме нашего края, караимы живут в Литве, это потомки личной гвардии литовских великих князей, а также на западе Украины.

К историческим народам Крыма относятся крымчаки - иудеи по религии и тюрки по языку. Этот народ подвергся геноциду в годы оккупации.

Еврейское население области вынесло суровые испытания в годы войны и понесло огромные потери. Иудейские купцы появились в Крыму еще в I веке н. э., к этому времени относятся их захоронения в Пантикапее (нынешней Керчи). Сейчас в Крыму евреи играют заметную роль в городах и больше всего в Симферополе. Еврейский ресторан “Латыш” находится в центре города, на улице Ушинского. Самое известное еврейское блюдо - фаршированная рыба фиш и сложный рыбный паштет фаршмак - популярно во всех коренных крымских семьях, в том числе и русских.

Первые русские общины стали появляться в Судаке, Феодосии и Керчи в средние века. Это были купцы и ремесленники. Более раннее (в 9 и 10 веках) появление дружин Новгородского князя Бравлина и Киевского князя Владимира, в общем, было связано с грабежами, так что не стоит на нем строить каких-либо теорий об исконности. Достаточно того, что нынешние коренные русские крымчане не мыслят себя вне родины. Да и не ждут нас особо в России...

Массовое переселение крепостных крестьян из центральной России началось с 1873 года после присоединения Крыма к империи. Солдаты-инвалиды и казаки получали земли для свободного поселения. Строительство железной дороги в конце XIX в. и развитие промышленности также вызывало приток русского населения.

В советские времена в Крыму имели право поселяться отставные офицеры и люди, поработавшие на Севере, поэтому в крымских городах очень много пенсионеров (конечно, не только русских).

К сожалению сейчас крымчане русского происхождения довольно равнодушны к русской культуре. Пожалуй лишь к православию интерес оживился, и церкви сейчас и нарядны и многолюдны. А вот русских ресторанов. где стиль был бы выдержан во всем нет, да и просто русской печи не сыщешь.

Украинцы в переписи населения 1926 года объединены с русскими и белорусами. После Гражданской войны было важно управлять Крымом напрямую из Москвы, поэтому о провозглашенной после революции Советской социалистической Республике Таврида быстро забыли, создав автономию в составе РСФСР и оторвав Крым от украинских областей Таврической губернии (Херсонской, Николаевской и Запорожской).

В переписях конца XIX в. украинцы занимают 3 - 4 место. Украина имеет тесные связи с полуостровом еще со времен Крымского ханства, чумацкие обозы с солью, взаимная торговля в мирное время и столь же взаимные набеги в военное - все это служило перемещению и перемешиванию людей, хотя, конечно, основной поток украинских поселенцев пошел в Крым только в конце XVIII в., а максимума достиг в 50-х гг. нашего столетия.

Украинская кухня прочно вошла во все крымские семьи, много и заведений общественного питания в национальном стиле. Последние три года они прямо расцветают и на курортах и в других городах. В них вкусно (смачно - если точнее), приятно и как-то весело: много ярких цветов, глечиков, рушников. забавных указателей и даже кукол или манекенов в натуральный казачий рост в национальных костюмах. Лучшим из этих заведений можно назвать ресторан "Княжа втиха" в Симферополе, сочетающий в себе и интересную этнографическую коллекцию, и съемочную площадку с классическим гоголевским селом, и млын (мельницу) и княжий дом, и много еще чего. Большой популярностью пользуется и "Козацький шлях" на троллейбусной трассе выше с.Перевального, особенно та его часть, которая называется "Вдали от жен". Так что ресторанный бизнес - самая приятная часть украинизации, а вот с другими вопросами, и особенно историческими, все достаточно сложно.

Доля украинцев-рабов в населении крымского ханства - тема неясная. Крымские татары всех славян (включая поляков) называли “казаками”. По некоторым данным, в соответствии с Ветхим заветом (священным и для мусульман) на 7 год рабов отпускали. Неоспоримы исторические свидетельства о том, что выходцы с Украины принимали ислам и не очень стремились к возвращению в панскую неволю. Несколько тысяч таких “невозвращенцев” были уничтожены запорожскими казаками. Не запрещалось рабам и исповедывать православие (но свободные христиане платили особые налоги, в том числе должны были отдавать турецкому султану старшего сына в янычары). Со временем славяне входили в местные православные общины, разговорным языком которых был тюркский язык, по существу крымско-татарский.

Так что собирательное название “крымские татары” оличать от такого же собирательного “крымские греки” надо лишь на основе религии. Ислам делал русского, молдаванина или черкеса, захваченного в плен и проданного в рабство, свободным татарином. Православие тех же людей, но перешедших на тюркский язык и вошедших в местные общины делало их крымскими греками.

С 1967 г. с крымскотатарского народа снято несправедливое обвинение, но массовое возвращение стало возможным лишь с 1990-х годов.

Крымские татары как этническая общность сформировались на основе постепенного слияния целого ряда древних племен Таврики и нескольких волн степных кочевых народов (хазар, печенегов, половцев-кыпчаков и других). Главным механизмом образования нации было принятие мусульманства и переход к оседлому образу жизни, появление национального самосознания - осознание единства и сходства всех мусульман Крыма. Этот процесс, по существу, еще даже не завершился: существуют различия в языке, внешности и образе жизни южнобережных, горных и степных татар. Ведь по «возрасту» этот народ - ровесник многим другим молодым нациям, имеющим региональные внутренние деления; нациям, которые также складывались с XII - XVI вв. на развалинах Золотой Орды: великороссам, украинцам, узбекам, волжским татарам, башкирам и другим, имеющим наследие Орды и в генетическом фонде, и в языке, и в культуре.

Монгольская составляющая в крымских татарах даже и на беглый взгляд не обнаруживается. Монгольские корни имели лишь некоторые знатные роды.

Крымскотатарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюрских языков, в которую входят также ногайцы Северного Кавказа, татары Поволжья и Сибири, башкиры, казахи; однако южнобережные татары говорят на диалекте огузской подгруппы, к которой принадлежат также турецкий, азербайджанский, гагаузский языки. Эти различия между отдельными элементами нации связаны со сложным и растянутым по времени процессом ее формирования.

Кыпчаки, или половцы, один из народов-прародителей степных крымских татар, в настоящее время активно изучается историками, прежде всего в Казахстане. Один из наиболее знаменитых султанов Египта Бейбарс, кыпчак по происхождению, вообще культовая фигура - в его честь построены лучшие в стране отель и ресторан. Мечеть Бейбарса сохранилась в Старом Крыму, так что и с нашим краем связано его имя (об этом чуть позже). Но кочевая цивилизация Дешт и Кыпчак (Половецкой Степи) действительно обширна и по территории и по културному наследию.

Высказывается мнение, что до прихода монголов половцы были христианами-несторианами и имели тесные родственные и торговые связи с Древней Русью, прежде всего с Черниговским княжеством. Князь Игорь, например, главный герой знаменитого «Слова...» имел весьма характерную родословную: и мать, и бабка по отцовской линии его были половчанками, как и многие жены русских князей того времени. А это значит, что половецкие набеги были лишь частью родственных междоусобиц большой и неспокойной семьи древнерусских князей, не имевших четкого наследственного права.

Тысяча лет противостояния Руси и кочевников Великой Степи закончилась полным уничтожением кочевой культуры (а сейчас эту культуру добивают на Севере). В фильмах о покорении американских прерий мы болеем за индейцев, а печенегов, хазар, половцев привычно считаем дикарями и грабителями. Будем великодушны хотя бы к памяти побежденных и исчезнувших народов. Тем более, что их культура, их язык, их гены проглядывают сейчас в десятках европейских и азиатских народов, связывая нас в одну большую семью от Венгрии до Алтая.

Вся история Крымского ханства накрепко заклеена ярлыком агрессивности. В реальности было лишь кровопролитное соперничество Литвы, Польши, Новгорода, Москвы, Твери, Сарая, Казани, Крыма за обладание золотоордынским наследством. В этой борьбе, соперники образовывали самые причудливые и неожиданные союзы: крымские ханы дружили то с запорожцами против Москвы, то с Литвой против запорожцев, а в союзе стеми и другими добивали Большую орду Волжскую.

Радушие и простоту крымских татар отмечали еще первые русские исследователи, например, А. А. Сумароков. Да и сейчас приятно посидеть за угощением в семье или в кафе у крымских татар.

Заведения крымско-татарской кухни нет смысла перечислять - их несметное количество повсюду. Дорогим (очень!) является лишь ресторан с номерами “Старый Крым” в Пушкино (между Алуштой и Гурзуфом).

После жизни в депортации крымские татары переняли и многое из узбекской и вообще среднеазиатской кухни (плов делается по узбекски, место национального хлеба калакай заняли узбекские тандырные лепешки) . В то же время богатств своей национальной кухни не знают даже многие хозяева закусочных. К кофе, например, непременно должен быть особо сваренный сахар в форме сердечек, тающий во рту.

В качестве хорошего примера рекомендую “Айше” на южном выезде из Симферополя (Марьино), “Маркур” (самый вкусный лагман) на 5 км шоссе от Бахчисарая к Симферополю. Среди москвичей очень популярны татарские кафешки Симеиза: “Арзы” и другие.

Русским туристам неожиданно быстро понравилось есть лежа - только лет 5 назад кто-то соорудил первый в Крыму дастархан (это слово узбекское, по-татарски настил для еды называется тапчан), а теперь их делают повсеместно.

Из блюд особо рекомендую сарма - маленькие голубцы в виноградных листьях, специально замаринованных заранее.

Непониманием ценности своей культуры нередко является и русская музыка попсового или уголовного стиля в татарских заведениях. А ведь современная крымскотатарская музыка по своей мелодичности и зажигательному ритму успешно спорит с еврейской и цыганской.

Крымские цыгане, кстати, называвшие себя «урмачель», многие века жили оседло среди коренного населения Крыма и даже приняли ислам. Отдельные их кастовые группы занимались ювелирным ремеслом, плели корзины и были садовыми рабочими (по свидетельству Л. П. Симиренко, не уступающими лучшим татарским). Не вполне оседлая группа цыган - аювджилар (медвежатники) занимались гаданием, дрессурой медведей и мелкой торговлей. А вот музыкой долгое время в исламском Крыму занимались только цыгане, хотя и приспособив ее к местным вкусам. Самое известное поселение - Салачик (Староселье) под Бахчисараем. Именно от музыки крымских цыган в 30-е гг. нашего века «произошла» современная крымскотатарская музыка.

В 1944 г. коренные цыгане были депортированы из Крыма вместе с другими народами. Считается, что на чужбине они этнически сблизились с крымскими татарами и сейчас неотделимы от них.

Тем не менее, на вокзалах и базарах цыгане бросаются в глаза (почти в буквальном смысле слова). Но это уже современная, послевоенная волна оседлости. Город Джанкой даже показан во многих атласах мира как средоточие цыган: крупный железнодорожный узел, легковерные курортники, следующие на юг, наконец, ласковое крымское солнышко дают возможность сохранить традиционные ценности таборной жизни. Кроме гадания «будет ли землетрясение?» и «кого полюбишь на курорте?», мелкой торговли с «наваром» и обменом валюты с элементами трансформации денежных знаков в цветную бумагу, цыгане занимаются и обычным трудом: строят дома, работают на предприятиях Джанкоя и других городов. У них, как правило, много детей, они всегда верны в дружбе, надежны в деловых отношениях. Их «сервис» по предсказанию будущего выглядит совсем безобидно (а, например, в Алуште еще и обеспечен государственным патентом), но уникальных экстрасенсов среди них пока не обнаруживается. Каких-либо экзотических шоу-программ для туристов или рекреационных таборов местные цыгане пока не организовывают. Думается, что это упущение.

Но оставим легкомысленный тон, поскольку опять придется говорить о депортациях, беженцах, ярлыках предателей, да еще и колонизаторов - это все пришлось на долю греков.

Довольно запутанна история с переселением в 1778 году крымских греков и крымских армян. Людские потери, а также нарушение обещаний (свобода от налогов и рекрутской повинности были вскоре отменены) позволяют оценить ее как депортацию.

Необходимо и ясно разделять несколько волн греческих переселений: древних греков, появившиеся здесь еще в античную эпоху и основавших колонии на Керченском полуострове, Юго-Западном Крыму, в районе Евпатории. Их религией было язычество с большим и сложным пантеоном олимпийских богов и героев и включеним местных богов, а язык сильно отличался от ново-греческого.

Античные традиции очень активно, но достаточно поверхностно использовались русскими аристократами в 18-20 веках, но очень гармонично вписались в крымский ландшафт. Не стоит очень всерьез воспринимать, например, в Ялте античный интерьер ресторана гостиницы “Ореанда” или смелые очертания ресторана “Золотое руно” - их не проектировали прямые потомки аргонавтов. Кстати и так называемая легенда о том, как возникла Ялта, ничего кроме путаницы в себе не содержит. Древние греки здесь не жили, слово “ялос” как “береговая” можно выводить лишь от новогреческого языка, впрочем, деревушка Ялита и упоминается лишь с 12 века, когда сюда переселились греческие рыбаки.

Византийские переселения с максимумом в 8 веке (когда в метрополии разгонялись монастыри) дали уже волну восточно-римской культуры с православием и греческим языком. А с образованием Крымского ханства и вливанием православных другого происхождения язык сменился на тюркский.

После выселения крымских греков следовало еще несколько волн ново-греческой эмиграции. Численность греческого населения на полуострове менялась в различные эпохи. В 1897 г. их было 17 тыс. человек, а в 1939 - 20,6 тыс. Собственно говоря, потомки этих греков также были депортированы в 1941 году (из-за того, что Греция входила в гитлеровскую коалицию). Сейчас они получили возможность возвращаться в Крым, довольно активно работает Греческое национальное общество, в центре Симферополя (поблизости от гостиницы “Украина”) создан национальный ресторан “Олимп”, а по дороге к бухте Ласпи (Севастополь) - есть ресторан “Эллада”. Популярным почти во всех кафе и во многих семьях Крыма является греческий салат: овощи, маслины, оливковое масло, пресный белый сыр.

Этнографический центр в селе Чернополье Белогорского района создан с международной помощью и довольно активно работает, принимая экскурсантов у себя или на выезде в Феодосию, Алушту и другие курорты. Показывают песни и танцы, изделия ремесел.

Болгары селились на полуострове, как и греки с островов Эгейского моря, спасаясь от турецкого ига в годы войн последней четверти XVIII в.. Именно болгары завезли на полуостров казанлыкскую розу, и сейчас наш Крым является ведущим в мире производителем розового масла, уже из сортов местной селекции. Болгарский перец паприка прочно вошел в наш рацион.

Давнюю историю в Крыму имеют армяне. В средневековье они составляли вместе с малоазийскими греками, так же покинувшими родину под натиском турков, основное население Юго-западного Крыма, а также городов в Восточном Крыму. Однако их потомки расселены сейчас в Приазовье (Ростов-на Дону первоначально основан как Нахичевань- на Дону). Крымские армяне были по религии католиками (из-за генуэского влияния), а по языку - тюрками.

Сохранились памятники армянского зодчества - монастырь Сурб-Хач в районе Старого Крыма, церковь в Ялте, много памятников в Феодосии и другие. Армянское камнерезное искусство оказало заметное влияние и на архитектуру мечетей, мавзолеев, дворцов Крымского ханства.

Армянкое культурное общество имеет свои телевизионные передачи (как, впрочем, и многие другие общества). Армянская кухня (особенно шашлыки на свиных ребрах и густой свиной суп - хаш) наиболее славится в баре “Надежда” между селом Перевальное и Ангарским перевалом и в ресторане “Ташир” на объездной трассе над Ялтой. Армянский плоский хлеб лаваш продается повсеместно и популярен во многих крымских семьях. Впрочем, и грузинские хачапури и чахохбили - обычное дело в Крыму, хотя больших волн переселения не было, но отдельные семьи, особенно на Южном берегу, селились со средних веков. Из многочисленных грузинских заведений стиль лучше всего выдержан в ресторане “Тифлис” у въезда от Ялты к Ливадийскому дворцу.

Уже после присоединения нашего края к России новые волны переселенцев с Кавказа жили по большей части в Восточном Крыму.

Там же в Восточном Крыму, в Судаке, Феодосии и Керчи еще до революции сохранялись любопытные осколки средневековья - общины крымских "женовезцев" (генуэзцев), потомки тех самых мореплавателей, купцов и солдат итальянской Генуи, которые господствовали когда-то в Средиземном, Черном и Азовском морях и оставили башни в Феодосии, Алуште, Гурзуфе и целые крепости в Балаклаве и Судаке. Эти руины настолько романтичны, живописны, неприступны, а главное - подлинны, что нет слов - нужно просто поехать и облазать, прочувствовать эту крепость руками и ногами.

Бар “Генуя” есть в Алуште прямо под башней крепости. Но вообще с настоящей, правда, неаполитанской кухней можно познакомиться в пиццерии “Миро маре” у Центрального универмага в Симферополе.

В этом же квартале только вглубь старого городаа на улице Одесская находится приятный и стильный испанский бар “Валенсия” с некоторым выбором испанских вин и с богатой национальной кухней. Испанцы появились в Крыму относительно недавно в 1940 годах - это были семьи или сироты воинов-республиканцев. В нескольких школах Симферополя давно преподается испанский язык, а в университете и мединституте давно учатся кубинцы.

Немцы, в том числе выходцы из Швейцарии, поселились в Крыму при Екатерине II и занимались, в основном, сельским хозяйством. Сохранилось здание лютеранской церкви и школы при ней в Симферополе, построенное на частные пожертвования. В советское время немцы-колонисты образовали несколько колхозов, которые славились высокой культурой земледелия и особенно животноводства. В августе 1941 г. немцы были выселены в Северный Казахстан и их деревни в Крыму больше не восстанавливались.

Из блюд немецкой кухни в Присивашье в коренных русских и украинских семьях до сих пор очень популярен штрудель (кусочки мяса или фарша, обернутые в полоски теста и с мясным бульоном). А туристам можно познакомиться с немецкой кухней (знаменитую рульку осилить можно лишь втроем как минимум!) в баре нового альпийского отеля “Поляна сказок” над Ялтой.

Поляки и литовцы попадали в Крым после разгромов национально-освободительных восстаний XVIII - XIX вв. как ссыльные. Сейчас поляков, включая потомков и более поздних поселенцев, около 7 тысяч человек. Польская и литовская кухня особенно хороша и богата пирожными, но я пока не видел таких заведений - жаль!

В те же времена, но по приглашению царского правительства в Крым переселялись чехи, эстонцы, французы, венгры. Национальные общества этих народов возраждают праздники, костюмы, танцы и песни и вполне бы могли уже показывать это туристам, но наверное лучше не по телевизору, а просто на набережных (как это делают Чернопольские греки) или в ресторанах. Самый интересное в Крыму заведение - ресторан высокой французской кухни “Старый госконец”. Помимо еды и напитков там еще отличный вид на Ялту и море и возможность сфотографироваться на знаменитой зеленой кляче Д`Артаньяна, с ним самим или его прекрасной госпожой Бонасье. Сеть французских булочных появилась в Алуште.

Нередко на рынках Крыма можно увидеть корейцев. Совсем недавно они в Крыму, буквально последние 40 лет (беженцы после Корейской войны), но корейские острые закуски уже стали общепринятыми, а названием “морковча” никого не удивишь.

Китайских ресторанов в Крыму, как и повсюду в мире, уже много (Симферополь, Ялта, Алушта). Но каких-либо волн китайских эмираций сюда не отмечено. Довольно много китайских студентов учится в Симферополе, а отдыхают обычно в Ялте.

Страны Африки, Азии и Латинской Америки внесли свой вклад в генотип крымчан благодаря трем учебным заведениям: Крымскому мединституту, Симферопольскому госуниверситету и Симферопольскому высшему объединенному училищу - в этом, например обучалось методам партизанской войны до 4.5 тысяч курсантов из 40 стран. Так что афро-крымские парни пользуются особой любовью в тусовках рэперов. А афро-крымчаночки очень грациозны!

У нас уже есть депутаты африканского происхождения, ну и много докторов и бизнесменов. Закусочная эфиопской кухни есть на территории Медицинского университета в Симферополе. Очень занятные острые блюда из молочно-кислых продуктов.

Латинская Америка представлена почти повсеместно, но только знаменитой текилой.

Вот вкратце и все. Тысяча извинений представителям тех народов (а их много еще), о которых я не написал. С радостью приму дополнения и по этнограии и по национальным рестаранам на zzub@bk.ru

Большинство коренных крымчан происходят от смешанных браков, так что можно сказать, что мы в родстве со всем миром.



Антиквариат, современное искусство и рынки сувениров

Во время Гражданской войны Крым стал драматическим узлом в судьбах многих родовых сокровищ российского дворянства и купечества. Да и многочисленные виллы и дворцы хранили в себе собрания картин, скульптур, книг, мебели высокого уровня, связанных с самыми громкими и славными именами. Конечно, многие из этих вещей сейчас красуются в музеях, но далеко не все! И по-прежнему, в небольших антикварных лавочках возможны сенсационные находки.

Художественное творчество и изделия ремесел в целом слабо связаны с национальными традициями, за исключением нескольких крымско-татарских художников, которые все же испытывают влияние русского и западно-европейского авангарда.

В целом очень сильны классические русские традиции, восходящие к античности. Красота Крыма по-прежнему вдохновляет художников-реалистов.

Выставочные залы Союза художников находятся в Ялте, Севастополе, Симферополе, при них работают салоны, где можно купить картины, скульптуры, ювелирные украшения как музейного, так и бытового уровня. Выставки произведений искусства устраиваются также в Феодосийской картинной галерее и дворцах-музеях в Алупке, Ливадии, Бахчисарае.

На Набережной Ялты, на Приморском бульваре Севастополя, в сквере Победы в Симферополе, у галереи Айвазовского в Феодосии, у Бахчисарайского дворца и у Ласточкиного гнезда находятся крупные рынки сувениров и картин. В большей мере отвечающие взыскательному западному вкусу произведения (и самые дорогие) продаются в Севастополе, ближе к зданию театра. Ялта отвечает массовым вкусам отдыхающих. Феодосия специализируется на морских видах. В Симферополе интереснее в "мертвый сезон", когда художники возвращаются с опустевшего побережья.

Местные художники продают пейзажи и на набережных небольших курортных поселков. Там же продается бижутерия из крымских полудрагоценных камней и благородного дерева.

Из татарских сувениров наиболее популярны плоские яркие шапочки, из общесредиземноморских - четки, браслеты и кухонная утварь из душистого можжевельника.



Крымские рестораны. Вина и советы по дегустации

Крымская кухня в домашнем или коммерческом виде очень питательная и не особо острая, подходит средне-европейскому вкусу. Сеть фаст-фудов также быстро развивается, в том числе с американскими и турецкими блюдами, закусочные на колесах и другие мелкие точки питания повсеместно готовят гамбургеры, хот-доги и пиццу. Турецкий фаст-фуд ( рубленое мясо - шаурма, кебаб и др., овощные закуски, сладости) превосходит американский в той же мере, как многотысячелетняя культура Малой Азии богаче скороспелых достижений заокеанских переселенцев. Во всяком случае в Германии “Мак-Дональдс” - только объект юмора и признак неразборчивости, а “Донер-кебаб” и другие турецкие сети популярны.

Стандартный набор в кафе и ресторанах обычно включает украинские (борщ, вареники), русские (окрошка, солянка, пельмени, жаркое), крымские (самса, чебуреки, лагман, кубете, сарма, долма), кавказские (шашлык, шурпа, чахохбили), средне-азиатские (плов, манты) и некоторые европейские блюда (гуляш, ростбиф, антрекот, салаты).

Вблизи набережных курортов рестораны, бары и кафе работают до последнего клиента или круглосуточно. В жилых кварталах с 9 или 10 часов до 23 часов. Заведения с официантами и музыкантами более дорогие, чем простые закусочные, где готовят в вагончике, а едят на улице под навесом. Естественно, заведения вблизи пляжей более дорогие. Так что сразу осведомитесь об уровне цен - он может определяться просто дорогим интерьером или направленностью только на VIP (например, придорожный ресторан "Ливерпуль" - очень дорогой). Музыкантам в таких заведениях также надо платить за заказанную музыку больше, чем в обычных ресторанах.

Самые недорогие, но надежные по качеству заведения работают вблизи рынков, обычно их обслуживает одна крымско-татарская семья или родственники, что делает издержки очень небольшими, а ответственность за качество (тем более перед постоянными местными клиентами) - семейной.

Дегустации вин и других спиртных напитков лучше проводить в местах их производства, чтобы не только оценить букет, но и понять тайну его происхождения в природе, истории и духе местности.

Наиболее известны марочные десертные вина торговой марки "Массандра", в это объединение входят 11 совхоз-заводов Южного и Юго-восточного берега, дегустационные залы есть в Ялте, Массандре, Гурзуфе, Алупке, Алуште, Судаке, Симферополе, сеть фирменных магазинов почти повсеместна.

Шампанское "Новый Свет" не менее известно, а истории и легенды вокруг его создателя князя Л.С. Голицына чрезвычайно занятны, так что стоит специально отправиться в музей виноделия Нового Света.

Любителям натуральных сухих вин рекомендуем продукцию з
Категория: Достопримечательности | Добавил: US8IJQ (06.10.2009)
Просмотров: 9048 | Теги: народ, крым | Рейтинг: 4.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]